Это один из самых задаваемых вопросов на фотофорумах. Помогите выбрать объектив ! Какой объектив лучше выбрать? Какой и как выбрать портретный объектив? Какой объектив выбрать для свадеб? Какой выбрать объектив для пейзажей?
В самом вопросе уже заложено противоречие и подвох. Нет специальных портретных, пейзажных или каких еще либо объективов. Есть только объективы с разными фокусными расстояниями и оптическими схемами. Да есть схемы разработанные специально для специфики съемки макро, но многие используют их как обычные. Да многие говорят , что так называемое портретное фокусное расстояние это 100 мм и выше, но огромное количество просто замечательных портретов снято и на 50 мм и даже на 30 мм.
Почему так? Самое главное, что перспектива в кадре не зависит от объектива.
Это очень важно! Перспектива в кадре, пропорции изображения не зависят от фокусного расстояния.
На этом построена вся фотография от мыльниц до большого кадра. Крамольные вещи, не правда ли? И многим не верится в это. Но это основа изображений.
Еще 500 лет назад Леонардо Да Винчи писал :
" Если ты хочешь изобразить предмет на близком расстоянии и чтобы он при этом вызвал такое же впечатление, как и природные вещи, то перспектива твоя неминуемо будет казаться ложной со всеми теми обманчивыми явлениями и диспропорциями, какие можно себе только представить в жалком произведении, разве что зритель поместит свой глаз как раз на том же расстоянии, той же высоте и в том же направлении, которые занял и ты, набрасывая [эти] предметы. Если ты поступишь так, то произведение твое, при условии хорошего распределения света и тени, без сомнения вызовет впечатление действительности, и ты не поверишь, что предметы [эти] нарисованы. В обратном случае и не пытайся изобразить какую-либо вещь, не приняв дистанцию по крайней мере в 20 раз большую, чем наибольшая высота и ширина изображаемого предмета; тогда произведение твое удовлетворит всякого зрителя независимо от того, в каком бы месте он ни находился."
Посмотрите на снимки ниже, у них все одинаково, кроме фокусного расстояния.
Фотографии методом кадрирования в Photoshop приведены к одному размеру.
Убедиться в правоте моих слов можно на симуляторе фотоаппарата, о котором подробно рассказывается в статье - Правильная экспозиция. Как определяется экспозиция в фотографии.
Если же хочется убедиться лично, на своем фотоаппарате, что это так , может проверить любой. Сделать это можно так.
При узком угле это только центральная часть, в отличии от широкого угла. Вот он и подвох и противоречия о которых я говорил в начале статьи. Какой объектив лучше выбрать? Снимают то они вроде одинаково получается?
Опять идет фотограф на форум и читает словесные баталии.
- Я купил 130 мм и в нирване! ничего лучше в жизни не видел! Даже на кропе это сказка! (1)
- На кропе это 190 мм , и очень, очень неудобно, я тут же его продал. (2)
- Я купил сигму 30 и просто счастлив. (3)
- И что вы ей снимаете? Э не смешите нас. (4)
- Полтинник - вот что нужно! (5)
- Ваш полтинник не рыба ни мясо, и не ширик и не недопортретник .(6)
И так далее и тому подобное. И что делать? К какому номеру пристроиться и за кем идти?
А ни за кем идти не нужно. Нужно идти своим путем. У вас есть фотоаппарат пусть с китовым объективом. У вас есть уже две три тысячи своих снимков. Некоторые удачные, некоторые нет . Соберите как можно больше своих удачных снимков в отдельную папку.
Это должны быть джипеги, но с оставленными в них Exif - ами, т е не снимки сохраненные для Web без Exif. Если у вас в основном RAW - пусть все будут RAW.
Скачайте бесплатную программку instant JPEG from RAW.
Программа так же экономит место на карте. Снимайте только в RAW. Придя домой вы сможете мгновенно получить JPEG-и с помощью этой программы. Работает очень шустро!
Итак у нас есть JPEG. Качаем бесплатную программу ExposurePlot. Устанавливаем. Открываем. Выбираем папку с нашими фотографиями.
Нажимаем кнопку анализ и.....
Получаем полную статистику по нашим снимкам.
На какие вопросы мы можем получить ответы?
По закладкам выбираем фокусное расстояние, диафрагму и ИСО. Что я вижу по этим графикам. Какой выбрать объектив, если я например хочу купить фикс? Видно, что мои лучшие снимки тяготеют к 50 мм. У меня достаточный запас и в широкоугольную и в длиннофокусную область. Но я комфортно себя чувствую на 50 мм. Значит в первую очередь я бы купил более качественный полтинник. Это для меня и портретник и свадебный и для путешествий.
Далее смотрим диафрагму. Более всего я использую F4 и F4.5 . Я нахожусь на краю графиков, т е мне не хватает F4 . Значит мне нужен полтинник как минимум с двойным запасом, т е с F2 как минимум.
И вот теперь я уже знаю, как правильно и какой по техническим характеристикам мне лучше выбрать объектив. Теперь я иду на форумы и в Интернет магазины. Узнаю цены на различные полтинники, смотрю тестовые снимки с разных объективов именно полтинников и выбираю себе объектив - полтинник F 50мм по качеству картинки и подходящей цене.
У меня есть уже ответ какой объектив лучше выбрать.
Да нет ерунда все это. Я видел отличные снимки на F 100 мм и мне нужен он и только он.- скажет прочитавший. Да у меня такой же график, но нужен мне F 100 мм
С большой вероятностью, что такой человек , если у него будет такой же график, как на примере, после покупки 100 мм забросит его и если не продаст, то будет редко и неохотно использовать. Есть такое понятие , как не мое фокусное или мое фокусное .